Признание незаконным решение департамента жилищного обеспечения

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

                                адрес

Резолютивная часть решения объявлена дата
Решение изготовлено в полном объеме дата

дата Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5370/2020  по иску фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, о признании незаконным решения уполномоченного органа,

УСТАНОВИЛ:

фио обратился в суд с иском к фио РФ о признании незаконны решения ответчика № 14733/2020 от дата «Об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания», восстановлении на соответствующем учете.
В обоснование заявленных требований указал на то, что с дата по дата он проходила военную службу по контракту, с дата - состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Извещением от дата истцу распределено жилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Вместе с тем, дата ответчиком принято оспариваемое решение № Р-14733/2020 об отказе в предоставлении жилого помещения для проживания ввиду того, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: адрес, общей площадью 39,3 кв.м, т.е. уровень обеспеченности фио превышает размер учетной нормы. По мнению истца, оспариваемое решение является незаконным, нарушает его жилищные права.
Истец в судебное заседание не явился,  о дате и месте рассмотрения дела извещался, обеспечил участие  в судебном заседании  явку своего представителя, который исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик, третье лицо в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о дате и месте рассмотрения дела извещались. От ответчика в суд поступили   возражения на исковое заявление, в которых представитель просил в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе материалы жилищного дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований фио, исходя из следующего.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, то есть из государственного жилищного фонда.
На основании абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Из положений ст. 15 и ст. 23 названного выше Федерального закона также следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до дата, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Данное условие об однократном обеспечении военнослужащих жильем основано на правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 2141-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой положения п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона, принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая права членов семьи военнослужащего (правовой статус которых производен от правового статуса самого военнослужащего), на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с дата фио проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии от дата фио принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Приказом главнокомандующего военно-воздушными силами РФ от дата № 0626 фио уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в очереди на получение жилого помещения.
дата командиром в/ч 22602 был издан приказ № 1 об исключении фио из списков части. Выслуга лет составила - 11 лет 5 месяцев.
По данным ЕГРН, с дата истцу на праве собственности принадлежит квартира № 35, расположенная по адресу: адрес, общей площадью 39,3 кв.м.
Согласно извещению о распределении жилого помещения № 369983 от      дата, истцу на состав семьи из трех человек распределено жилое помещение - отдельная однокомнатная квартира общей площадью 40,90 кв. м, расположенная по адресу: адрес. При этом жилая площадь распределена с учетом имеющегося у истца в собственности жилого помещения, предложено произвести доплату за превышение общей площади.
дата Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принял решение № Р-14733/2020 об отказе фио в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, представляемых для постоянного проживания. Решение мотивировано тем, что уровень обеспеченности фио общей площадью жилого помещения на одного человека превышает размер учетной нормы.
В соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от дата № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Разрешая настоящий спор по существу, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, суд исходит из следующего.
Принимая оспариваемое решение от дата, Департамент жилищного обеспечения фио РФ исходил из того, что правовых оснований состоять на жилищном учете фио не имеет, поскольку уровень его обеспеченности превышает размер учетной нормы.
Вместе с тем, ответчиком не было принято во внимание то обстоятельство, что на жилищным учет истец был поставлен в дата, а квартира № 35 по адресу: адрес, общей площадью 39,3 кв.м, приобретена в дата.
До дата, равно как и на момент увольнения со службы, истец снят с учета не был, по адрес жилым помещением не обеспечен.
Из извещения № 369983 от дата следует, что норма предоставления жилого помещения фио составляет до 63 кв.м, в связи с чем, с учетом имеющегося у истца в собственности жилого помещения, фио на состав семьи из трех человек распределено жилое помещение - отдельная однокомнатная квартира общей площадью 40,90 кв. м, расположенная по адресу: адрес, предложено произвести доплату за превышение общей площади.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилищные условия семьи истца не улучшились, решение фио РФ № Р-14733/2020 от дата «Об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания» нельзя признать законным и оно подлежит отмене с восстановлением истца на соответствующем учете с даты постановки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования фио – удовлетворить.
Признать незаконным Решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации №Р-14733/2020 от дата об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Восстановить фио и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с даты постановки на учет.
Решение может быть обжаловано  в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пресненский районный суд адрес.

Судья                                         фио














Возврат к списку

Спасибо за заявку

Спасибо за отзыв!