Признание незаконным решения 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения»

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2016 года город Москва 


Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Ярмонова Р.В., при секретаре ФИО3, с участием представителя административного истца ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № подполковника запаса ФИО2 об оспаривании решения 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе в предоставлении жилого помещения и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

  • признать незаконным решение 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе ему и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях;
  • обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе ему и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях;
  • обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и состоящим на жилищном учете членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование изложенных требований ФИО2 в своем административном исковом заявлении указал, что 2003 году ему и членам его семьи, включая бывшую жену ФИО4, по месту прохождения им военной службы была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м. В 2004 году брак между ним и ФИО4 был расторгнут и он был переведен для дальнейшего прохождения военной службы в <адрес>, после чего он снялся с регистрационного учета по адресу этого жилья. В последующем, вступившими в законную силу решением Читинского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано выдаче справки о сдачи этого жилья, со ссылкой на возможность признания его нуждающимся в жилье и без этого документа, а решением Железнодорожного районного суда г. Читы от 17 мая 2010 года было отказано в удовлетворении его иска о выселении из этого жилого помещения бывшей жены. Несмотря на это, а также учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, ему решением 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О было отказано в предоставлении ранее распределенного жилого помещения, общей площадью № кв.м. и он был снят с указанного учета, поскольку данный жилищный орган незаконно посчитал обеспеченным его жильем в виде названной квартиры в <адрес>.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания ФИО2 в суд не прибыл и о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель административного истца Ремизов А.Е.  поддержал заявленные его доверителем требования по изложенным основаниям.
Представитель 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Кулешова А.А. в поданных в суд письменных возражениях требования ФИО2 не признала и указала, что решением Балашихинского городского суда Московской области от 24 декабря 2015 года административному истцу уже было отказано в удовлетворении заявленных в данном деле требований. Кроме того она указала, что ФИО2 без уважительных причин пропустил, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд, что является самостоятельным отнованием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Одновременно с этим она просила рассмотреть административное дело без ее участия.
Заслушав объяснения представителя административного истца, а также исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из копий решения Читинского гарнизонного военного суда от 7 мая 2007 года и копии кассационного определения Восточно-Сибирского окружного военного суда от 15 июня 2007 года усматривается, что в удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании действий начальника ГУ «Читинская КЭЧ района», связанных с отказом в выдаче справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., было отказано. При этом судами было установлено, что 2003 году ФИО2 на состав семьи 4 человек (он, жена ФИО4, сын ФИО5, 1994 года рождения и сын ФИО6, 1999 года рождения) было предоставлено указанное жилое помещение, в котором он был зарегистрирован по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ.
Выпиской из домовой книги, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и копией финансового лицевого счета, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается, что административный истец ФИО2 был зарегистрирован в этом жилье в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО5, 1994 года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а сын ФИО6, 1999 года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом в данном жилье остались проживать бывшая жена административного истца ФИО7, сын ФИО8, 2005 года рождения, а также дочь жены ФИО9, 2010 года рождения и сын жены ФИО10, 2012 года рождения.
Из копии решения Железнодорожного районного суда г. Читы от 17 мая 2010 года усматривается, что в удовлетворении иска ФИО2 к бывшей жене ФИО4 о признании нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение жилплощади и о выселении было отказано, со ссылкой на то, что последняя приобрела самостоятельное право пользование упомянутым выше жилым помещением, после снятия ФИО2 с регистрационного учета по его адресу.
Копией послужного списка подполковника запаса ФИО2, а также копией приказа главнокомандующего Военно-воздушными силами от ДД.ММ.ГГГГ № и выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №-С подтверждается, что административный истец был уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава указанной части, дислоцированной в <адрес>.
Согласно копии извещения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, административному истцу ФИО2 на состав семьи 6 человек (он, жена ФИО11, сын административного истца ФИО5, 1994 года рождения, сын административного истца ФИО6, 1999 года рождения, а также дочь ФИО5, 2000 года рождения и сын ФИО12, 2004 года рождения) было распределено жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Из копии решения 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О следует, что ФИО2 было отказано в предоставлении ранее распределенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> он с составом семьи из 6 человек был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данный жилищный орган посчитал, что административный истец за счет средств Министерства обороны РФ в 2003 году уже был обеспечен на состав семьи из 4 человек жилым помещением на условиях социального найма в виде двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., которую в настоящее время в установленном порядке сдать не может. Кроме того жилищный орган сослался на возможность обеспечения военнослужащего жильем за счет органа, в котором он проходит военную службу без его последующей сдачи лишь единожды.
Согласно п.п. 1 и 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 того же Федерального закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в 2003 году ФИО2 на состав семьи из 4 человек (он, жена ФИО4, сын ФИО5, 1994 года рождения и сын ФИО6, 1999 года рождения) по месту прохождения им военной службы была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м, а в 2004 году брак между административным истцом и ФИО4 был расторгнут и он был переведен для дальнейшего прохождения военной службы иной субъект Российской Федерации, после чего ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по адресу этого жилья. В последующем ФИО2 извещения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на состав семьи 6 человек (он, жена ФИО11, сын административного истца ФИО5, 1994 года рождения, сын административного истца ФИО6, 1999 года рождения, а также дочь ФИО5, 2000 года рождения и сын ФИО12, 2004 года рождения) было распределено жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Однако решением 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О административному истцу было отказано в предоставлении последнего жилого помещения и он совместно с членами семьи был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данный жилищный орган посчитал ФИО5 обеспеченным жильем для постоянного проживания в виде упомянутой двухкомнатной квартиры в <адрес>, сославшись при этом на невозможность сдачи этого жилья квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время, а также на возможность обеспечения военнослужащего жильем за счет органа, в котором он проходит военную службу без его последующей сдачи лишь единожды.
Анализируя законность оспариваемого решения, суд исходит из того, что ФИО2 состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с приведенным выше составом семьи из 6 человек и лишь трое из этих лиц, включая самого административного истца, ранее обеспечивались жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Из этого следует, что в настоящее время в соответствии со ст. 15 и 15.1 Федеральным законом «О статусе военнослужащих», размер общей площади, приходящийся на каждого из ранее обеспеченных в названной выше двухкомнатной квартире лиц, лишь подлежит учету при обеспечений ФИО2 жилым помещением, поскольку этот размер не может свидетельствовать об обеспеченности его и членов его семьи жилым помещением более учетной нормы по последнему месту прохождения им военной службы в <адрес>, что в свою очередь и гарантированно Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что согласно приведенным выше судебным актам административный истец предпринимал действия по сдаче ранее предоставленного в <адрес> жилого помещения, суд находит его требования:
  • признать незаконным решение 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе ему и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях;
  • обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе ему и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях;
  • обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и состоящим на жилищном учете членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащими удовлетворению.

Что же касается ссылок представителя административного ответчика на то, что решением Балашихинского городского суда Московской области от 24 декабря 2015 года административному истцу уже было отказано в удовлетворении заявленных в данном деле требований, а также на то, что ФИО2 без уважительных причин пропустил, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд, то суд находит их несостоятельными, поскольку, исходя из содержания указанного решения суда, оспариваемое в настоящем деле решение жилищного органа не было предметом судебного разбирательства, по результатам которого городским судом и был принят данный судебный акт, а связи с увольнением административного истца с военной службы с последующим исключением из списков личного состава в данном случае имеют место длящиеся правоотношения.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 179 и 180 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ: 

Административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части № подполковника запаса ФИО2 об оспаривании решения 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе в предоставлении жилого помещения и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить.
Признать незаконным решение 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе подполковнику запаса ФИО2 и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе подполковнику запаса ФИО2 и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении подполковнику запаса ФИО2 и состоящим на жилищном учете членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указать начальнику 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Московского гарнизонного
военного суда Р.В. Ярмонов
Помощник судьи Д.З. Эджибия 

 
Подлинник решения находится
в материалах административного дела
№ 2а-314/2016 в Московском
гарнизонном военном суде
 


Возврат к списку

Спасибо за заявку

Спасибо за отзыв!