Отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях

февраля 2014 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Подгурского В.В., при секретаре Макоевой С.А., с участием представителя заявителя Ремизова А.Е.., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части (номер) полковника запаса (Заявитель) об оспаривании действий начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ связанных с принятием решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,

Установил:

(Заявитель) обратился в суд с заявлением, в котором просил:

- признать незаконным решение начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма;

- обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и признать (Заявитель) нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявителя, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснил, что (Заявитель) проходил службу по контракту в войсковой части (номер). В 2008 году был уволен с военной службы по состоянию здоровья. В период службы был обеспечен жилым помещением по адресу <адрес>. При увольнении с военной службы был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в городе Москве. Решением начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №№ заявителю было отказано в постановке на жилищный учет.

Заявитель, Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ и начальник 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.

Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании (Заявитель) в период прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>, что подтверждается копией ордера.

Согласно приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Заявитель) уволен с военной службы по состоянию здоровья.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Главного командования ВВС от ДД.ММ.ГГГГ №№, и мотивировочной части решения Балашихинского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что (Заявитель) признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в городе Москве.

Из копии решения от ДД.ММ.ГГГГ № №№ видно, что (Заявитель)у отказано в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

По смыслу приведенных норм жилищное законодательство в части касающейся обеспечения жильем военнослужащих не содержит норм, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, военнослужащих, которым ранее предоставлено жилое помещение по договору социального найма, за исключением случаев, когда жилые помещения принадлежат военнослужащим на праве собственности.

Следовательно, единственным препятствием для постановки военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилья является наличие в собственности жилого помещения у него и у членов его семьи.

Как установлено в судебном заседании заявитель проходил службу в войсковой части, дислоцированной в городе Москве. Жилым помещением по договору социального найма он обеспечен в городе <адрес>. Таким образом, обеспеченность заявителя жилым помещением по договору социального найма в населенном пункте отличном от места прохождения военной службы не является препятствием для признания нуждающимся в получении жилья.

Статьей 54 ЖК РФ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст. 6 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27апреля1993года №4866-1 (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 № 197-ФЗ), на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Аналогичные требования по доказыванию предусмотрены и ст. 249 ГПК РФ.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что, вопреки утверждению ответственного должностного лица, военнослужащий уволенный с военной службы по возрасту в соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право претендовать на обеспечение жильем в установленном порядке для постоянного проживания. Кроме того в соответствии с требованиями того же Закона и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, он как уволенный по указанному основанию также имеет право на выбор места жительства после увольнения со службы, где и подлежит также в установленном порядке принятию на жилищный учет.

При таких обстоятельства, суд для восстановления прав заявителя в полном объеме в соответствии со ст. 258 ГПК РФ полагает необходимым признать незаконным решение начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1ТС - 146 об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и обязать начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Что же касается требования заявителя о возложении обязанности на начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по принятию решения о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве сДД.ММ.ГГГГ то, вопреки доводам представителя заявителя, в его удовлетворении следует отказать, как заявленного преждевременно, поскольку суд не может подменять собой государственные органы и должностных лиц, а лишь оценивает совершенные ими действия (бездействие) закону.

В силу того, что действия по отказу в постановке заявителя на жилищный учет совершены начальником 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, а Министр обороны РФ и Директора департамента жилищного обеспечения МО РФ прав заявителя не нарушали не подлежит удовлетворению заявление (Заявитель)а в части требований по возложению на Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ и Министра обороны РФ обязанности по принятию решения о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд

Решил:

Заявление (Заявитель) удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Обязать начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В удовлетворении заявления (Заявитель) в части требований о возложении обязанности на начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Директора департамента жилищного обеспечения МО РФ и министра обороны РФ по принятию решения о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Московского гарнизонного военного суда В.В. Подгурский


29.07.2015

Возврат к списку

Спасибо за заявку

Спасибо за отзыв!