Признать недействительным вынесенное ГУ МРО ФСС РФ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва,
ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
Именем
Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А40-147672/15-107-1198 28 января 2016 года г. Москва Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2016 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ларина М.В., единолично, при ведении протокола секретарем судебного заседания Гогиберидзе А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А40-147672/15-107-1198 по заявлению ООО «ЗИП Сервис» (ОГРН 1095003004293, 142784, г. Москва, д. Румянцево, корп. 2, кв. 814) к ответчику ГУ МРО ФСС РФ (филиал № 16) (ОГРН 1027700532298, 125127006623, г. Москва, Страстной б-р, д.7, к.1) о признании недействительным уведомления от 23.04.2015, взыскании судебных расходов в размере 15 000 руб., при участии представителей заявителя: Тяжелов О.А., доверенность от 27.05.2015, паспорт, представителей ответчика: Панов А.Ю., доверенность от 26.10.2015, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЗИП Сервис» (далее – общество, страхователь) обратился в суд с требованием (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 АПК РФ) к ответчику ГУ МРО ФСС РФ (филиал № 19) о признании недействительным уведомление от 23.04.2015 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – уведомление). Ответчик (ФСС) возражал против удовлетворения требований по доводам отзыва.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований Общества в виду следующего. Как следует из материалов дела, Фонд уведомлением от 23.04.2015 сообщил Обществу об установлении ему с января 2015 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности «предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочих машин специального назначения, не включенных в другие группы» в размере 1,3 процента, что соответствует 12-му классу профессионального риска. Судом установлено, что Общество, состоявшее на учете в территориальный орган Фонда с 03.09.2009, предполагало осуществлять в 2015 году основной вид экономической деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного постановлением 2 Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД) 51.6 «Оптовая торговля машинами и оборудованием». Указанный вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 51.6 соответствует 1-му классу профессионального риска согласно утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 № 857 «Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» (далее – Приказ о классификация) и предусматривает применение страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2 процентов, установленного Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», распространяющего свое действие на 2010 – 2015 годы в силу Федерального закона от 28.11.2009 № 297-ФЗ. Территориальный орган Фонда уведомлениями от 2009 – 2014 годов подтверждал страхователю основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 51.6, 1-й класс профессионального риска и страховой тариф в размере 0,2 процентов. Основанием для изменения Фондом с 2015 года страхового тарифа (1,3 процентов) и установление Обществу другого класса профессионального риска (12-й класс), послужило не представление до 15 апреля 2015 года в нарушении пункта 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 (далее - Порядок) документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности на 2015 год. Указанное нарушение, по мнению Фонда, позволило отнести страхователя к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех перечисленных в ЕГРЮЛ (таковым является вид деятельности по коду ОКВЭД 29.56.9 «прочая зрелищно-развлекательная деятельность»). Суд считает, что оснований для Фонда произвольного выбора в качестве основного вида деятельности для страхователя на страховой год того, который соответствует наиболее высокому классу профессионального риска, только исходя из данных ЕГРЮЛ не имелось в виду следующего. В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы. Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21 - 22 Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила). Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил). Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 3 подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил). В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска. При этом, поскольку в пункте 5 Порядка указано на то, что при определении класса профессионального риска следует исходить из «осуществляемых видов экономической деятельности», то вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц). Данная правовая позиция сформулирована Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 05.07.2011 № 14943/11. Обществом с момента создания в 2009 году и далее в 2010 – 2014 годах осуществляло единственный вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 51.6, соответствующий 1-му классу профессионального риска, а также уплачивало в течение 2014 года страховой тариф согласно подтвержденному Фондом уведомлением в размере 0,2 процентов. Никаких иных видов экономической деятельности страхователь в 2014 годах не осуществлял и не предполагал осуществлять в 2015 году, что соответствует сданному им бухгалтерскому балансу за 2014 год, в котором основной и единственный вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 51.6. Территориальный орган Фонда в случае не получения от страхователя до 15 апреля текущего года документов предусмотренных пунктом 3 Порядка не вправе произвольно выбирать вид деятельности отраженный в ЕГРЮЛ, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, без учета ранее осуществляемого вида или видов деятельности этим страхователем в предыдущем периоде или периодах, а также достоверной информации от страхователя или иных органов (налоговых, органов статистики) об осуществлении страхователем в предыдущем периоде нескольких видов деятельности, относимых к различным классам профессионального риска, из которых Фонд и должен выбрать наиболее высокий. В данном случае Фонд в нарушении части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательств, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью соответствует ОКВЭД 29.56.9, что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 12-му классу профессионального риска. При том, что все представленные Обществом документы свидетельствуют об осуществлении в 2014 единственного вида экономической деятельности соответствующей коду ОКВЭД 51.6. Учитывая изложенное, судом установлено, что: - Фонд неправомерно, в отсутствии надлежащих доказательств, установил Обществу в уведомлении от 23.04.2015 с января 2015 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,3 процента, исходя из предполагаемого 4 вида основной деятельности по коду ОКВЭД 29.56.9, соответствующего 12-му классу профессионального риска, - в действительности Общество в 2015 году, также как и в 2014 году осуществляет единственный и основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 51.6, соответствующий 1-му классу профессионального риска, по которому страховой тариф составляет 0,2 процентов, - соответственно, рассчитанные и уплаченные страхователем страховые взносы за 2015 год в расчетных ведомостях по форме 4-ФСС исходя из тарифа 0,2 процентов соответствуют осуществляемому им основному виду экономической деятельности и классу профессионального риска. Таким образом, вынесенное Фондом уведомление от 23.04.2015 о размере страховых взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является незаконным, противоречащим Закону и Порядку. По вопросу взыскания судебных расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах. Общество для защиты своих интересов в суде, заключил с ООО «БИНИНФОРМ» договор оказания юридических услуг № 16336/5 от 21.07.2015, в том числе подготовка и подача искового заявления и дополнительных документов, представительство в суде. Стоимость представительских услуг по договору составила 15 000 руб. и, согласно представленному платежному поручению, была оплачена истцом в полном объеме. Исходя из критериев разумности расходов на оплату услуг представителя, установленных пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 г. № 121, с учетом представления ответчиком отзыва, необходимости предоставлять дополнительные доказательства, уточнения требований, суд считает, что сумма заявленных судебных расходов в размере 15 000 руб. является разумной и обоснованной, в связи с чем, с учетом отсутствия возражений ответчика и доводов об ее чрезмерности, подлежащей взысканию. Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с Фонда на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов, в виду отсутствия освобождение государственных органов, проигравших спор, от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основание статьи 110 АПК РФ и не регулируются главой 25.3 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным вынесенное ГУ МРО ФСС РФ (филиал № 16) в отношении ООО «ЗИП Сервис» уведомление от 23.04.2015 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Взыскать с ГУ МРО ФСС РФ (филиал № 16) в пользу ООО «ЗИП Сервис» уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб. и судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. 5
Решение в части признания недействительными уведомления от 23.04.2015 подлежит немедленному исполнению, в остальной части подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.
СУДЬЯ М.В. Ларин


Возврат к списку


Спасибо за заявку

Спасибо за отзыв!